Борис Поплавский | После России
Борис Поплавский
1903–1935
Борис Поплавский

Если бы эмигрантская литература дала только одного Поплавского, то этого уже было бы достаточно для оправдания её на всех будущих судах.(Дмитрий Мережковский)


Факт наличия у Поплавского таланта был общепризнан в кругах русской эмиграции, где Борис был своего рода enfant terrible: флиртовавший со смертью богоискатель и богоборец, всегда — в тёмных очках. 


...в жизни он никогда не снимал чёрных очков, так что взгляда у него не было. (Нина Берберова).


Уже в Стамбуле семнадцатилетний Поплавский входит в Цареградский цех поэтов. В первые же парижские годы он мыслит себя художником, посещает знаменитую художественную академию, отправляется в Берлин осваивать мастерство портретиста. Но тяга к литературе и размышлениям приводит на философский факультет Сорбонны. Завсегдатай Монпарнаса, деталь его ландшафта, Борис Поплавский поставил ва-банк — и решил, что быть клошаром без гроша лучше, чем чернорабочим без сил и времени на литературу. Поэтому отчаянно бедствовал и много писал. Его часто видели в очереди за пособием по безработице. 


Дневной бюджет Поплавского равнялся семи франкам, из которых три отдавал он приятелю. Достоевский рядом с Поплавским был то, что Рокфеллер рядом со мной. (Владислав Ходасевич)


Внешне — карьера Бориса Поплавского стремительно развивалась. В эмигрантской прессе регулярно появлялись его стихи и проза — несколько первых глав романа «Аполлон Безобразов». Событием стал первый стихотворный сборник «Флаги». Но жизнь личная и бытовая протекала в шаге от катастрофы. Поплавский доводил себя до нервных срывов то фанатичными молитвенными бдениями, то попойками и драками; страстно влюблялся и горячо бичевал себя за слабость тела и духа. Как почти все русские эмигранты, Поплавский искал выхода для своей тоски по России:


...если Россия всё-таки пройдёт мимо личности и свободы (то есть мимо христианства с Богом, или без Бога), мы никогда не вернёмся в Россию, и вечная любовь будет тогда заключаться в вечной ссоре с Россией...


Один юнец, решившийся на самоубийство, от трусости решил прихватить с собой компаньона — им случайно оказался Борис Поплавский. Он погиб от передозировки наркотиков на глубоком творческом вдохе в тридцать два года. 


Вместе с ним умолкла та последняя волна музыки, которую из всех своих современников слышал только он один. И в литературных спорах, которые он вёл, часто крылось одно неискоренимое недоразумение, отделявшее его от его собеседников: он говорил о поэзии, они — о том, как пишут стихи. (Гайто Газданов)

Tequilajazzz|Tequila-jazzz

Флаги
<p>Teq<strong>u</strong>il<strong>a</strong>j<strong>a</strong>zzz|Teq<strong>u</strong>il<strong>a</strong>-j<strong>a</strong>zzz</p>

В летний день над белым тротуаром 

Фонари висели из бумаги. 

Трубный голос шамкал над бульваром, 

На больших шестах мечтали флаги.


Им казалось море близко где-то, 

И по ним волна жары бежала,

Воздух спал, не видя снов как Лета, 

Всех нас флагов осеняла жалость.


Им являлся остов корабельный, 

Чёрный дым, что отлетает нежно, 

И молитва над волной безбрежной 

Корабельной музыки в сочельник.


Быстрый взлёт на мачту в океане, 

Шум салютов, крик матросов чёрных, 

И огромный спуск над якорями 

В час паденья тела в ткани скорбной.


Первым блещет флаг над горизонтом 

И под вспышки пушек бодро вьётся 

И последним тонет средь обломков 

И ещё крылом о воду бьётся.


Как душа, что покидает тело, 

Как любовь моя к Тебе, Ответь! 

Сколько раз Ты в летний день хотела 

Завернуться в флаг и умереть.

Уже доступно