Семья Алексея Эйснера эвакуировалась из порта Новороссийска в марте 1920 года — это бегство происходило в страшных условиях и было названо «Новороссийской катастрофой».
В эмиграции совсем юный Алексей Эйснер продолжил учёбу в Кадетском корпусе в Сараево, а затем — поступил на филологический факультет Карлова Университета в Праге. Чехословакию 1920-х годов называли «Русским Оксфордом» благодаря целенаправленной государственной поддержке студентов и учёных-эмигрантов. В Праге же возникло легендарное поэтическое объединение «Скит поэтов», членом которого стал Эйснер.
Горячая тоска по родине переплавилась в увлечение евразийством, и Алексей Эйснер стал сотрудничать с Союзом возвращения на родину. Эта объявленная большевиками амнистия для «возвращенцев», в реальности была жестокой провокацией с кровавыми последствиями.
В 1929 году в пражском журнале «Воля России», выступавшем против вооружённого конфликта с большевиками, рассказ Алексея Эйснера был отмечен второй премией. Любопытно, что герой рассказа возвращался из эмиграции в СССР.
К ностальгии и сотрудничеству Алексея Эйснера подталкивала нищета, доведшая до клошарства — от неё Эйснер бежит в Париж, где работает мойщиком окон и знакомится с Мариной Цветаевой и Сергеем Эфроном, уже тогда жаждущим возвращения на родину.
Как и многим эмигрантам, поддавшимся тоске по дому, возвращение предлагали заслужить — так, Алексей Эйснер оказался на Гражданской войне в Испании, где виделся с Хемингуэем. Эйснер говорил, что отзвуки их бесед встречаются в романе «По ком звонит колокол». Прощение — а с ним советским паспорт — были заслужены в 1940 году:
В сороковом году я приехал в СССР. Меня пригласили на площадь Дзержинского. Большие начальники сидели за длинным столом, угощали меня крепким чаем и бутербродами и расспрашивали, что я делал в Испании. Я рассказывал. Услышав, что на пути к Москве я пересёк несколько государственных границ, кто-то спросил:
— Какую границу пересекать было труднее всего?
Я ответил: Советскую.
Все радостно засмеялись, поздравили с возвращением на Родину, пожелали удачи.
Через неделю меня арестовали.
8 лет ГУЛАГа, 8 лет ссылки в Караганду, освобождение в Оттепель — чужая страна и никакого имущества. Фронтовые товарищи по старой испанской памяти выправили столичную прописку.
Двадцать лет московской жизни Алексей Эйснер занимался переводами, журналистикой, служил театральным консультантом, написал книги воспоминаний о Марине Цветаевой, Илье Эренбурге, Эрнесте Хемингуэе... Кстати, его сын — Дмитрий Эйснер — стал сотрудником «Мемориала».
Тогда как все волны русской эмиграции, утратив имя автора, цитировали под рюмку водки:
Надвигается осень. Желтеют кусты.
И опять разрывается сердце на части.
Человек начинается с горя. А ты
Простодушно хранишь мотыльковое счастье...
P.S. Как-то Алексей Толстой, познакомившись с Алексеем Эйснером и выслушав его рассказ о жизни, воскликнул: «Ваша история тянет на миллион рублей. Вы рассказываете — я записываю. Миллион — пополам!» Книга не случилось — а жизнь бесценна или не стоит ничего.
Шым|Шым
Надвигается осень. Желтеют кусты.
И опять разрывается сердце на части.
Человек начинается с горя. А ты
Простодушно хранишь мотыльковое счастье.
Человек начинается с горя. Смотри,
Задыхаются в нём парниковые розы
А с далёких путей в ожиданьи зари
О разлуке ревут по ночам паровозы.
Человек начинается... Нет, подожди.
Никакие слова ничему не помогут.
За окном тяжело зашумели дожди.
Ты, как птица к полёту, готова в дорогу.
А в лесу расплываются наши следы,
Расплываются в памяти бедные страсти -
Эти бедные бури в стакане воды.
И опять разрывается сердце на части.
Человек начинается... Кратко. С плеча.
До свиданья. Довольно. Огромная точка.
Небо, ветер и море. И чайки кричат
И с кормы кто-то жалобно машет платочком.
Уплывай. Только чёрного дыма круги,
Расстоянье уже измеряется веком.
Разноцветное счастье своё береги,-
Ведь когда-нибудь станешь и ты человеком.
Зазвенит и рассыплется мир голубой
Белоснежное горло как голубь застонет.
И полярная ночь поплывет над тобой,
И подушка в слезах как Титаник потонет...
Но уже, погружаясь в арктический лёд,
Навсегда холодеют горячие руки.
И дубовый отчаливает пароход
И, качаясь, уходит на полюс разлуки.
Вьётся мокрый платочек, и пенится след,
Как тогда...Но я вижу, ты всё позабыла
Через тысячи вёрст и на тысячи лет
Безнадёжно и жалко бряцает кадило.
Вот и всё. Только тёмные слухи про рай...
Равнодушно шумит Средиземное море.
Потемнело. Ну, что ж. Уплывай. Умирай.
Человек начинается с горя.